Когда нужно

ставить восклицательный знак?
В рекламе много восклицательных знаков.

Потому что рекламодатель хочет погромче заявить: наш товар – нечто замечательное.

Допустим, мы не желаем примешивать излишней эмоциональности – пусть продукт говорит сам за себя. В каких случаях тогда нужно ставить восклицательный знак в рекламном тексте? Что нам говорят нормы языка?

Восклицательный знак ставится в шести случаях

1. В конце восклицательного предложения

Вот это новости!

эмоциональная окрашенность и повышенная экспрессивность.

Экспрессивность — свойство определённой совокупности языковых единиц передавать субъективное отношение говорящего к содержанию или адресату речи.

Эти новости уже не актуальны.

отсутствует яркая эмоциональная составляющая.

То есть, нужна сильная эмоция. О ней либо говорится прямо, либо она подразумевается.
Эмоция – удивление и о ней заявляется напрямую.
Пусть это и не совсем реклама, и довольно грубо, но – красноречивый пример повышенной экспрессивности. У автора подгорает от курящих девушек и он этого не скрывает.

2. Если в предложении есть что за, как, какой

Какие у вас блинные ноги!
Под вечер самые длинные ноги раскисают.

Реклама средства против гематом и тромбов ТРОМБЛЕСС. (взято из базы слоганов)

3. Если предложение побудительное*, а волеизъявление выражено формой повелительного наклонения глагола

* – Побудительное предложение выражает волеизъявление говорящего (приказ, просьбу, протест, угрозу, приглашение к совместному действию и т.д.)

4. В других побудительных предложениях

Усадьба «Вельяминово» – купить и жить!

(взято из базы слоганов)

5. В конце номинативного предложения*, если предполагается восклицательная интонация

* – В номинативном предложении нет глагола, а главный член выражен формой именительного падежа (номинативом) существительного.

6. В конце слова-обращения, предложения-обращения* или междометного предложения**

*– Обращение — это слово или словосочетание, называющее лицо (реже — предмет), к которому обращена речь.
** – нечленимые предложения, которые выражены побудительными или эмоционально-оценочными словами и словосочетаниями (Ну, баста! Айда! Эхма! Браво, браво!)

У вас какой-то иной текст?

Если вышеперечисленные признаки в вашем послании не слишком выражены, можно обойтись без восклицательного знака. Ведь эмоции задает не столько форма, сколько содержание текста.

Источники:

  • Д.Э.Розенталь, Справочник по русскому языку: орфография и пунктуация http://old-rozental.ru
  • Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002. https://humanities_dictionary.academic.ru
  • Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976. https://dic.academic.ru/contents.nsf/lingvistic/
  • Лаборатория словесности – http://www.lit-ru.ru
  • База слоганов – http://www.sloganbase.ru
  • wikipedia.org

Контакты

  • Звоните:

    +7 701 953 44 69

  • Пишите:
    Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • Алматы, проспект Абая 52В (БЦ "Bayzak"),6 этаж, офис 622